В апреле-мае 2024 г. в ЦОМиИПД вышли новые издания:
Кашапов М. М., Серафимович И. В.
Психология ресурсности мышления: монография / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 164 с. — (Ярославская область – пространство профессиональных возможностей)
ISBN 978-5-906776-41-9
ISBN 978-5-6048641-2-8
В монографии представлено обоснование авторского подхода к пониманию ресурсности мышления. Проведён теоретических анализ зарубежных и отечественных теорий и концепций, разработанных на основе ресурсного подхода. Описаны и обобщены результаты комплексного исследования ресурсности мышления представителей социономической группы профессий. Отдельно выделены специфические особенности ресурсности педагогического мышления. Особое внимание обращено на осмысление результатов эмпирических исследований, полученных с помощью авторской методики диагностики ресурсности мышления.
Монография предназначена для руководящих и педагогических работников сферы образования, психологов, методистов, а также тех, кто интересуется проблемами творческого профессионального и личностного развития в контексте непрерывного образования.
Лучшие практики дополнительного образования детей Ярославской области: сборник материалов / под ред. Л. А. Жибаревой, О. В. Кашиной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — 30 с. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей)
ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-6048641-6-6
В сборник вошли материалы победителей и лауреатов регионального конкурса «Лучшие практики дополнительного образования детей» (2023) в номинациях «Детское наставничество», «Педагогическое наставничество» и «Сетевое наставничество».
Материалы сборника адресованы руководителям, методистам, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам образовательных учреждений разных типов, а также преподавателям вузов, работникам методических служб.
Текст фрагмента
Лучшие практики цифровой трансформации образовательного процесса: сборник материалов из опыта работы педагогов образовательных организаций, в т.ч. участвующих в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Выпуск 4 / сост. Е. В. Кувакина. – Электрон. текстовые дан. (6,16 Мб). – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. – Текст : электронный.
Сборник предназначен для педагогических работников образовательных организаций. В нём представлены материалы педагогов общеобразовательных и дошкольных организаций Ярославской области, посвящённые вопросам цифровой трансформации образовательной деятельности, как на уровне всей образовательной организации, так и в отдельных практиках педагогов.
Захарова Т. Н., Зятинина Т. Н.
Дидактическая игра: история, теория и образовательная практика: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, Т. Н. Зятинина. — Электрон. текстовые дан. (1,17 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-7-3
В данном учебно-методическом пособии раскрыты вопросы истории становления и развития идеи обучающей игры в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике, теоретические и методические основы применения дидактической игры в образовательном процессе ДОО, а также практические материалы, характеризующие дидактическую игру как педагогическое средство, форму, метод и приём в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Пособие адресовано обучающимся по программе повышения квалификации: «Игровые формы и методы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста», а также региональным тьюторам дошкольного образования, руководителям, педагогам, специалистам ДОО.
Текст фрагмента
Полный текст издания доступен для зарегистрированных пользователей (логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под науч. ред. И. В. Серафимович, Г. В. Куприяновой. — Электрон. текстовые дан. (4,4 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-6048641-5-9
В данном сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики», прошедшей 28–29 ноября 2023 года. Организатором конференции является министерство образования Ярославской области, оператором – ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования».
В сборнике представлены статьи участников конференции, в которых анализируются стратегические приоритеты развития образования в контексте взаимодействия науки и практики. Особое внимание уделено актуальным обновлениям в системе дошкольного и дополнительного образования детей, инклюзии, переходу на обновленные ФГОС и формированию функциональной грамотности, перспективам развития среднего профессионального образования, непрерывному педагогическому образованию и воспитанию.
В материалах сборника представлены результаты теоретических и практических исследований представителей образовательного сообщества Ярославской, Московской, Костромской, Смоленской, Орловской, Новосибирской, Омской, Белгородской, Нижегородской, Волгоградской, Вологодской областей, Краснодарского, Пермского, Забайкальского, Красноярского краев, Республики Саха (Якутия), Удмуртской республики, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск – Камчатский и других регионов России. Материалы сборника представляют интерес для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, преподавателей высшего и дополнительного профессионального образования, всех заинтересованных лиц.
Текст издания
Захарова Т. Н., Надежина М. А. Организация детского развития: новый педагог и новые контексты: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (1,63 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-8-0
Система дошкольного образования сегодня как никогда призвана быть гибкой, отвечающей социальным запросам, ситуациям постоянных изменений в обществе. Перед педагогами стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника в условиях внедрения целей и задач ФГОС ДО и ФОП ДО.
Обновление содержания образования требует и обновления профессиональных компетенций. Сегодня актуален педагог, способный реализовать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения, ориентированный на поиск информации для совершенствования практики, применения достижений науки и инновационного педагогического опыта. Новые стратегии развития профессионализма педагогов ‒ актуальная проблема системы повышения квалификации.
Пособие содержит теоретический и практический материал, ориентирующий педагогов на совершенствование коммуникативных, проектировочных компетенций и организацию условий для развития у детей «Навыков 21 века».
УДК 373.2
ББК 74.14
Фрагмент текста
Практики реализации ФГОС дошкольного образования: опыт работы базовых площадок : сборник практических материалов / сост.: Т. Н. Захарова, М. А. Надежина, Т. Н. Зятинина, Н. А. Заводчикова. — Электрон. текстовые дан. (1,77 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — Текст : электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
В данном сборнике представлен опыт работы дошкольных образовательных организаций Ярославской области – базовых площадок кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО по направлениям: «Детский сад – цифровая среда»; «Реализация современных программ, ориентированных на ребенка: «ПРО детей»; «Открытия»; «Детский сад – площадка познания и экспериментирования»; «Детский сад – территория диалога» (2019-2022 годы), публикации педагогов, эффективные практики детских садов, подборки полезной литературы, фото- и видеокейсы, авторские сценарии, диагностический инструментарий.
Основная идея сетевого взаимодействия детских садов — совместное обсуждение актуальных вопросов поддержки детской активности в современной среде дошкольных организаций, профессиональная экспертиза материалов проектов педагогическим сообществом, совершенствование педагогического опыта.
Материалы сборника будут полезны руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, разделяющих ценности со-временного дошкольного образования.
Видео и фотоматериалы публикуются с согласия родителей.
УДК 373.2
ББК 74.100
Текст
Контроль качества горячего питания детей в образовательной организации: методические рекомендации / авт.-сост. О. В. Иерусалимцева, О. Ю. Тигина. — Электрон. текстовые дан. (884 Kb) – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. – (Безопасность жизнедеятельности).
Пособие содержит методические рекомендации по организации контроля качества горячего питания детей с учётом нормативно-правовых требований, практические рекомендации по организации контроля работы пищевого и медицинского блоков, а также требования к обязательной и рекомендованной документации пищеблока. Представлены проект программы производственного контроля и карта контроля работы пищеблока в образовательной организации.
Пособие адресовано руководителям, ответственным за организацию питания в образовательных организациях, поварам и медицинским сёстрам, всем лицам, заинтересованным в организации правильного питания детей и подростков.
Текст издания
ФГОС ДО и ФОП ДО: создание условий для развития субъектности дошкольника: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А. Надежина. — Электрон. текстовые дан. (2,45 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-6048641-9-7
В последние годы во всем педагогическом сообществе, в психолого-педагогической литературе, на международных конференциях и форумах все чаще обсуждается проблема развития субъектности детей дошкольного возраста. В быстро меняющемся мире субъектность становится ключевым образовательным результатом. Именно она является «стартером» для других умений – для освоения информации об окружающем мире, для математики, для изучения иностранных языков, в целом, для умения учиться. Без субъектности даже высокие предметные результаты становятся неэффективными, мешающими жизненному успеху ‒ во время учебы в школе, в вузе, а также на работе.
Пособие посвящено вопросам организации жизнедеятельности детей в условиях ДОО, в нем обсуждаются педагогические задачи, эффективные практики, связанные с поддержкой и развитием субъектности ребенка. Рассматриваются также и обсуждаются методологические основы и методические концепты организации педагогической работы в данном направлении. В пособие включены кейсы, описывающие педагогические практики, способсвующие более глубокому смысловому освоению материала по теме.
Пособие может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических специальностей, участников курсов повышения квалификации по программам повышения квалификации «Дошкольное образование» разной тематики. Фрагмент текста