В апреле-июне 2021 г. в издательском центре вышли новые издания:
Эффективные практики профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в образовательных организациях: практическое пособие / В. П. Перфилов и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 82 с. — (Безопасность жизнедеятельности).
Практическое пособие позволяет изучить опыт администрации и педагогических коллективов образовательных организаций Ярославской области по организации системы противодействия терроризму и экстремизму в учреждениях в общей системе профилактики правонарушений в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ».
В основу пособия положены материалы победителей конкурса на лучшую организацию профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной организации Ярославской области.
Актуальность данной тематики определяется «Концепцией преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и мировой проблемой развития идеологии террористической и экстремистской направленности среди молодежи.
Настоящее пособие адресовано администрации и педагогам общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования.
УДК 371
ББК 74.266.89
Текст издания
Музейная коммуникация. Комплексная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: методическое пособие / Л. В. Жаворонкова и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 82 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-63-9
В пособии представлен опыт развития коммуникативных умений детей с нарушениями слуха в процессе образовательной и досуговой деятельности в рамках реализации комплексной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ «Музейная коммуникация».
Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, сурдопедагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушениями слуха. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.
Организация обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся: методическое пособие / Л. В. Жаворонкова и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 56 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-64-6
В методическом пособии описаны концептуальные и методологические основы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по программе НОО, детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты основные термины и понятия, приведены нормативно-правовые документы. В пособии представлены современные принципы и алгоритмы организации обучающей среды в процессе формирования смыслового чтения кохлеарно имплантированных обучающихся по программе НОО, сопровождению в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, сурдопедагогам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим кохлеарно имплантированных детей. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.
Румянцева Н. В. Подготовка к публичным выступлениям участников конкурса профессионального мастерства в сфере образования / практическое пособие / Н. В. Румянцева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 32 с. — (Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей).
В практическом пособии внимание уделено подходам, приемам и упражнениям для повышения эффективности использования речевых возможностей для развития навыков публичных выступлений, навыков управления волнением, а также приемам создания уверенного психологического настроя, правилам композиции выступления и применения наглядных средств для презентации. Пособие адресовано педагогам, участвующим в конкурсах профессионального мастерства, специалистам, осуществляющим подготовку и сопровождение педагога на конкурсе, а также широкому кругу читателей, которые стремятся к совершенствованию навыков публичных выступлений.
Тихомирова О. В. Организация тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: методическое пособие / О. В. Тихомирова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 168 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-65-3
Методическое пособие адресовано специалистам, осуществляющим постдипломное образование педагогов: специалистам центров развития образования, методистам, тьюторам, сопровождающим профессиональное развитие педагога, преподавателям учреждений дополнительного профессионального образования, — и включает в себя обобщенный опыт развития профессиональной компетентности педагогов в условиях школ, показывающих стабильно низкие образовательные результаты (ШНОР), и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ). В пособии приведено содержание тьюторского сопровождения профессионального развития учителей в профессиональных обучающихся сообществах.
Материалы методического пособия ориентированы на подготовку тьютора профессионального развития педагога и могут служить базой учебного модуля.
Методическое пособие подготовлено в рамках реализации в 2020–2022 гг. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по направлению «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов».
Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: коллективная монография / под науч. руков. и ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 310 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-66-0
В монографии представлены результаты исследования реализации в Ярославской области концепций идентификации и поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, находящихся в сложных социальных условиях, а также концепций тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов этой группы школ и концепции поддержки межшкольного партнерства школ-лидеров со школами, нуждающимися в поддержке. В книге описан опыт реализации региональной и муниципальных программ поддержки школ, школьных программ перехода в эффективный режим работы, а также представлена программа мониторинга поддержки школ и показаны результаты, полученные в процессе его реализации на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
Монография адресована научным работникам и преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям муниципальных органов управления образованием, специалистам методических служб, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам, аспирантам, студентам.
Обучение чтению и письму по системе Брайля: / учебно-методическое пособие / Е.И. Басова, А.П. Князева, Г.О. Рощина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 21 с. — (Инклюзивное образование).
Издание адресовано руководителям и специалистам учреждений, тифлопедагогам, учителям дефектологам, учителям-логопедам и педагогам-психологам. Материалы пособия будут полезны и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушением зрения. Пособие может быть использовано при подготовке специалистов педагогического профиля, а также в программе курсов повышения квалификации.
Реализация образовательных программ в сетевой форме на уровне СОО / методические рекомендации / Н. В. Шляхтина и др.
В методических рекомендациях представлены практические материалы, которые могут быть полезны административным командам и педагогическим коллективам образовательных организаций, планирующим и/или реализующим образовательные программы по ФГОС СОО в сетевой форме. Рассмотрены подходы к реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СОО и федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», даны рекомендации по проектированию локальных актов с учетом правовых норм законодательства Российской Федерации.
Рекомендации адресованы руководителям школ, методистам, специалистам органов управления образованием
Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 198 с. — (Эффективная школа).
ISBN 978-5-907070-67-7
В методическом пособии представлены подходы, рекомендации, советы по переходу школ, имеющих низкие образовательные результаты и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в эффективный режим работы. Описаны особенности данных групп школ, предложены структура и алгоритм разработки программы перехода школ в эффективный режим работы, раскрыт комплекс мероприятий, направленных на реализацию программы, а также комплекс критериев и показателей, на основе которых можно осуществить мониторинг эффективности деятельности ШНОР и ШНСУ.
Методическое пособие адресовано преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, руководителям муниципальных органов управления образованием, специалистам методических служб, руководителям, заместителям руководителей образовательных организаций, педагогическим работникам.
Питание детей в образовательных организациях Ярославской области:: методические рекомендации / сост. О. В. Иерусалимцева, И. Ю. Яланузян. — Электрон. текстовые дан. (4,92 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный. — (Безопасность жизнедеятельности).
Пособие содержит методические рекомендации по организации питания детей с учетом состояния здоровья, описаны основные критерии качества продуктов детского питания и требования к обработке продуктов питания детей в соответствии действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями. Представлены технологические и технико-технологические карты блюд, в том числе и блюд с повышенной пищевой и биологической ценностью для общеобразовательных организаций.
Пособие адресовано руководителям, ответственным за организацию питания в образовательных организациях, поварам и медицинским сестрам, всем лицам, заинтересованным в организации правильного питания детей и подростков.
Текст издания (отрывок)
Лукьянчикова Н. В.
ФГОС: изучение предмета «Родная литература (русская)» в ос-новной школе: методическое пособие / Н. В. Лукьянчикова. — Яро-славль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 58 с. — (Федеральные государ-ственные образовательные стандарты).
Данное пособие предусматривает оказание методической помощи учителям-словесникам в организации работы со школьниками в процессе изучения предмета «Родная литература (русская)». Пособие включает в себя материалы, характеризующие цели, задачи, содержание предмета «Родная литература (русская) в соответствии с Примерной программой по предмету, составленной Н. В. Беляевой, М. А. Аристовой, Ж. Н. Критаровой, перечень учебников, выпущенных издательством «Просвещение». Особое внимание в пособии уделяется региональному компоненту. Раздел включает в себя методические разработки автора, программу, выполненную Ю. В. Ситниковой (учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 28 им. А.А. Суркова г. Рыбинска), разработку занятия О.А. Кругликовой (учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г. Данилова).
Издание адресовано учителям средних общеобразовательных школ, средних профессиональных учебных заведений и тем, кто интересуется литературой родного края.
Медведева С. А.
Профилактика межэтнических конфликтов: учебное пособие / С. А. Медведева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 64 с. — (Социальное воспитание).
Учебное пособие включает материалы, предназначенные для обучения педагогов по программам повышения квалификации «Формирование поликультурной компетентности педагога», «Профилактика межэтнических конфликтов», а также по программе «Социальный педагог – психолог семейного профиля» (авт. С.А. Медведева). В пособии представлены этнопанорама народов и национальностей Ярославской области, этноконфессиональный ландшафт региона, нормативно-правовые документы РФ; рассмотрены вопросы конфликта, межэтнического конфликта, профилактики межэтнических конфликтов. Пособие окажет неоценимую помощь педагогам образовательных организаций при организации мероприятий по мультикультурному образованию и воспитанию.
Текст издания
Надежина М. А. Программа для детей раннего возраста «Наука с пеленок»: методическое пособие / М. А. Надежина. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 64 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Парциальная программа «Наука с пеленок» - предназначена для детей раннего возраста. Программа является ориентиром для педагога, использующего в своей работе набор пособий международной компании EDX. В ней подробно описаны особенности речевого, моторного и когнитивного развития детей раннего возраста, а также инструменты, которые может применять педагог. В помощь педагогу составлены примерные сценарии занятий, предложены диагностические материалы для оценки уровня развития детей.
Программа содержит также конкретные игры и упражнения с комплектом пособий. Игры указаны с вариантами увеличения сложности, что позволяет использовать их в соответствии с развитием детей.
Текст издания доступен для зарегистрированных пользователей
(логин и пароль ОО для http://ilias.iro.yar.ru)
Проекты рабочих программ учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», реализуемых в профессиональных образовательных организациях Ярославской области: сборник программ / под ред. В. Ю. Выборнова, И. В. Задорожной. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 112 с. — (Ярославская область — пространство профессиональных возможностей).
Текст издания
Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,51 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — Текст : электронный. — (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).
ISBN 978-5-906776-58-7
ISBN 978-5-907070-69-1
Настоящее методическое пособие подготовлено в рамках проекта – победителя конкурса Фонда Президентских грантов в 2020 году – «Доступное дополнительное образование для детей с ОВЗ». В пособии раскрыты понятие, сущность, факторы, условия обеспечения доступности дополнительного образования для детей; показаны особенности повышения доступности программ ДОД для детей с ОВЗ; описаны модели повышения доступности программ ДОД для детей с ОВЗ; представлены практики организации доступного ДОД для детей с ОВЗ.
Методическое пособие адресовано педагогическим работникам, реализующим программы дополнительного образования для детей с ОВЗ, а также преподавателям организаций высшего и дополнительного профессионального образования, специалистам методических служб, руководителям образовательных организаций, а также родительской общественности.
Текст издания
С материалами данных пособий можно ознакомиться в информационном центре ГАУ ДПО ЯО ИРО (23-09-57), на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО, а также приобрести в книжном магазине ГАУ ДПО ЯО ИРО (28-06-94), и в инернет-магазине ГАУ ДПО ЯО ИРО https://pereplet-iro.ru