В январе-марте 2021 г. в издательском центре вышли новые издания
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25-26 марта 2021 года] / под науч. ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль, 2021. – 608 с.
В сборник вошли материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школ». На конференции обсуждались результаты коллективного исследования, пути решения выявленных проблем, определены концептуальные положения, педагогические средства и механизмы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе.
Издание адресовано научным сотрудникам, преподавателям системы высшего и среднего профессионального образования, студентам, педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, а также специалистам методических служб.
ISBN 978-5-907070-68-4
Синицын И. С., Купцов С. Е.
Методические «лайфхаки»: приемы и технологии успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по географии: методическое пособие / И. С. Синицын, С. Е. Купцов. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 82 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-55-4
В методическом пособии раскрываются особенности подготовки к государственным аттестационным процедурам по географии, дается описание приемов и технологий, обеспечивающих эффективность подготовки, и раскрывается дидактический потенциал их применения по отношению к наиболее трудным заданиям.
Пособие предназначено для учителей, методистов, интересующихся вопросами преподавания географии в школе.
Методическое пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Томчук С. А.
Обновление подходов в преподавании искусства в современной школе: учебное пособие / С. А. Томчук. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 70 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-56-1
В основу учебного пособия положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного музыкально-художественного образования, который может быть востребован при подготовке рабочих программ учебных предметов и организации образовательного процесса с учетом «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Рассматриваются проблемы, перспективы, особенности реализации «Концепции преподавания предметной области «Искусство» и ее основных направлений.
Учебное пособие предназначено специалистам органов образования муниципальных районов, методистам, учителям учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Учебное пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Томчук С. А.
Проектирование системы оценивания образовательных результатов по предметной области «Искусство»: учебное пособие / С. А. Томчук. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 78 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-57-8
В пособии представлена система оценивания образовательных результатов по предметной области «Искусство», приведены особенности организации разных видов контроля (текущего, тематического, промежуточного, итогового) на уроках музыки и изобразительного искусства в соответствии с «Концепцией преподавания предметной области «Искусство» и проектом обновленного ФГОС ООО.
Пособие предназначено для студентов, учителей, методистов, для всех интересующихся вопросами преподавания музыки и изобразительного искусства в школе.
Учебное пособие подготовлено в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Страхова Н. В.
Обновление подходов в преподавании обществознания в современной школе: методические рекомендации / Н. В. Страхова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 64 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-58-5
В основу учебного пособия положен опыт Ярославского региона по модернизации системы школьного обществоведческого образования, который может быть востребован преподавателями при подготовке рабочих программ, организации учебного процесса с учетом «Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». В пособии рассматриваются организационные и методические вопросы преподавания обществознания, вопросы планирования регионального компонента в курсе обществознания с учетом современных образовательных технологий. Представлен опыт сетевого взаимодействия сопровождения процессов модернизации в школьном обществоведческом образовании. Методические рекомендации предназначены для специалистов органов образования муниципальных районов, школьных учителей обществознания.
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Щербак А. П., Перфилов В. П.
Региональный опыт по вопросам профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма: методические рекомендации / А. П. Щербак, В. П. Перфилов. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 76 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
ISBN 978-5-906776-43-3
ISBN 978-5-907070-59-2
В методических рекомендациях представлен трехлетний опыт педагогов Ярославской области по реализации проекта «Профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма в образовательной сфере Ярославской области». Актуальность данной тематики определяется «Концепцией преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» В пособие включены примеры документации по направлениям: организация межведомственного взаимодействия, создание условий для совершенствования системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров и статистика результативности регионального педагогического.
Настоящие рекомендации адресованы администрации и педагогам общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательные программы основного и среднего общего образования.
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации субсидии Ярославской области на финансовое обеспечение ГПРО на 2020 год, мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях инклюзии: методические рекомендации / под ред. Н. Н. Посысоева. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 60 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-62-2
Данные методические рекомендации подготовлены педагогами образовательных организаций Ярославской области, работающих в статусе базовых площадок Института развития образования. Представлены методические рекомендации по особенностям организации образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. Сборник адресован руководителям и педагогам, специалистам общеобразовательных организаций, занимающимся проблемами инклюзивного образования, а также родителям детей с ограниченными возможностями.
В подготовке рекомендаций приняли участие Н. В. Павлова, О. А. Савастьянова, Н. Е. Галеева, И. А. Вечканова, И. Н. Бутылкина, А. В. Зверева, Н. Н. Посысоев.
Игровые практики в логопедической работе: учебно-методическое пособие / Г. В. Отрошко и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 68 с. — (Инклюзивное образование).
ISBN 978-5-906776-28-0
ISBN 978-5-907070-60-8
Данное пособие предназначено для обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по направлению «Логопедия» и учителей-логопедов, обучающихся по ППК «Инклюзивное образование».
Пособие также предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушениями речи в ДОУ (группе) компенсирующего типа для детей с тяжелыми нарушениями речи, в комбинированных группах, на логопунктах, и школьных учителей-логопедов. Пособие может быть полезно учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений коррекционной направленности, широкому кругу специалистов и родителей.
В подготовке пособия приняли участие учителя-логопеды Атоян С. А., Барсукова М. В., Бокарева Н. А., Жукова Е. Ю., Люликова Я. Л., Новикова С. А., Петрова С. Н., Репецкая Е. В., Семенюк И. В.
Медиация: конструктор восстановительных программ: учебное пособие / О. В. Чиркун и др. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. — 50 с. — (Служба медиации).
ISBN 978-5-906776-23-5
ISBN 978-5-907070-61-5
Данное учебное пособие разработано в рамках проекта «Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними в ЯО» и предназначено для педагогических работников образовательных организаций всех форм собственности, любых организационно-правовых форм, уровней образования.
Учебное пособие может использоваться как в составе учебно-методического комплекса к программам повышения квалификации по направлению социальное воспитание и медиация, в том числе «Медиация: конструктор восстановительных программ» и «Медиатор: цели, содержание, способы деятельности», так и для самостоятельного изучения: совершенствования навыков реализации медиативного и восстановительного подходов при работе с несовершеннолетними.
В качестве практических упражнений в пособие вошли лучшие восстановительные и медиативные практики в деятельности служб медиации (примирения) в Ярославской области, прошедшие экспертизу конкурсной комиссии (жюри) в рамках Фестиваля детских служб медиации (примирения).
Материалы ориентированы на решение практических задач с применением медиативных практик и восстановительных программ.
В подготовке пособия приняли участие Девяткина М. А., Ладнова Ю. Н., Луканина М. Ф., Таргонская Т. В., Чиркун О. В.