«Проблемы развития методического сервиса РСО.
Духовно-нравственное воспитание: региональные подходы»
29 октября 2009 г.
Идеология:
Инновационными методами воспитания можно признать только те, которые позволяют педагогу и классному руководителю перейти от практики формирования воспитанника по определенному образцу к проектированию условий для становления личности на основе её осознанного выбора, ответственности за поведение, творческого самоопределения и самореализации. Современное образование (если строго следовать логике «не на всю жизнь, а через всю жизнь») дает лишь ориентиры в стратегиях: «прорваться за собственные пределы», «встать на точку зрения другого», «взять тяготы другого на себя», «отдавать», «быть верным»… Эти стратегии определяют не столько четко выстроенный педагогом алгоритм самодеятельности или нравственных ориентаций воспитанника, сколько подчиненность активности ученика мотивационным и стимулирующим механизмам, основа которых — свободный выбор, ценностное целеполагание, практическая полезность, осознанное поведение, самоанализ. Воспитанник (совершая нравственные поступки, участвуя социально полезной деятельности, осваивая новые роли и отношения) должен не просто реализовать свой творческий потенциал для достижения личной свободы или успеха, а продвинуться в самопознании, раскрыть смысл, передать свой опыт.
Традиционные формы занятий и классных часов зачастую не позволяют вовлечь школьника в активное обсуждение поставленных проблем, решение конкретных практических ситуаций. Требуются новые формы и методы их организации, такие как case-study, имитационные, ролевые, деловые игры, проектирование, семинары, обучающие эффективным способам восприятия, переработки, интерпретации и создания информации, занятия с использованием техник рефлексии, моделирования, конструирования, творческие лаборатории и ценностные мастерские.
Проблемное поле
- В чём особенности концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (август 2009 г.), как обеспечить её реализацию?
- Какими методами воспитания пользуются педагоги и воспитатели Ярославского региона?
- Что такое «результат духовно-нравственного образования», кто ответственен за его достижение?
- Чем должен быть оснащён специалист региональной системы образования для сопровождения становления личности «свободного человека»?
Рассматриваемые темы
- Основания духовно-нравственного воспитания в современном образовательном учреждении.
- Феномен духовно-нравственного здоровья обучающихся
- Корнесловно-смысловой метод в духовно-нравственном воспитании.
- Разработка и методическое сопровождение религиоведческих и этических курсов.
В ходе конференции прошла презентация опыта ГОУ ЯО «Институт развития образования» в сфере духовно-нравственного воспитания, представлены результаты деятельности региональных экспериментальных площадок по данному профилю.
Программа
- Духовно-нравственное воспитание: сущность и пути реализации – Рожков М.И, д.п.н, профессор, директор института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Духовно-нравственное воспитание: вопросы и решения – Сапегин К.В., к.иск., руководитель регионального методического центра ГОУ ЯО ИРО
- Общественный заказ на духовно-нравственное воспитание – Виняр А.В., член совета ЯРОО «Родительский комитет»
- Формирование духовного здоровья – Киселёва Т.Г., к.пс.н., заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО
- Корнесловно-смысловой метод в духовно-нравственном воспитании – Мокшеев В.А., руководитель центра образовательной политики ГОУ ЯО ИРО
- Особенности духовно-нравственного воспитания в дошкольном и начальном образовании – Кокуева Л.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
- Опыт ГОУ ЯО «Институт развития образования» в сфере духовно-нравственного воспитания – Чижова И.Н., методист кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ЯО ИРО
- Результаты деятельности региональной экспериментальной площадки «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе факультативного курса «Православие и русская культура» в общеобразовательных учреждениях» – Рябчикова С.Б., к.п.н, директор НОУ полного среднего образования «Православная школа»