Клуб наставников на базе Багрянниковской школы-интерната
В настоящее время в ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» обучаются и воспитываются 32 ребенка – инвалида, в том числе 15 детей из Гаврилов- Ямского психо-неврологического интерната.
Для детей организованы коррекционно-развивающие занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»; коррекция агрессивности (арттерапия, игротерапия); занятия в комнате психологической разгрузки (сухой бассейн, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация); тренинги по повышению уверенности в себе и др. Приобретена и функционирует аудиальная психокоррекционная программа «Биоменталь», состоящая из 4 блоков: «Здоровье», «Настроение», «Релаксация», «Уверенность». Благодаря приобретенному полному компьютерному пакету диагностик, учащиеся проходят своевременное психологическое обследование, что, в свою очередь, позволяет предотвратить возможные проблемы. За учебный год осуществляется 100% охват воспитанников.
Дети-инвалиды посещают различные кружки и секции по интересам: «Салон красоты», « Юный стилист», «Домоводство», «Юный обувщик», «Умелые руки», «Фитнес», «Бисероплетение», «Модульное оригами» и др; спортивные секции: волейбол, футбол, легкая атлетика, лыжи, настольный теннис, хоккей ,баскетбол. Учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в различных конкурсах и выставках («Рождественская выставка», выставка-конкурс «С елкой хорошей и праздник хорош», «Семейный альбом», «Этот день победы…», «Наш теплый дом», «Давайте жить дружно»), фестивале творчества для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Виктория», проекте благотворительного фонда «Северной короны» «Творческая мастерская».
Воспитанники посещают зоопарк, дельфинарий, музеи, цирк, а также для них организованы поездки в Киномакс, на боулинг, в бассейн. Ежегодно дети-инвалиды получают санаторно-курортное и оздоровительное лечение в санаториях и лагерях («Иволга», «Искра», «имени М.Горького»).
Значительную помощь по социальной реабилитации детей-инвалидов оказывают наши социальные партнеры, спонсоры, волонтеры. Это: ВТБ-Банк г. Ярославль, благотворительные фонды: «Северная корона» г. Москва, «Поделись теплом» г. Москва, «Наш дом» г. Москва, «Мурляндия» г. Москва, фонд поддержки семьи и детства «Наши дети», Ярославский государственный цирк, Благотворительный общественный фонд «Российский фонд милосердия и здоровья» Ярославское отделение.
Благодаря участию наших детей в различных мероприятиях, акциях, проектах, проводимых представителями организаций-партнеров, удалось значительно расширить социальные связи, контакты детей-инвалидов, пробудить в них потребность в актуализации своих коммуникативных, художественных и физических способностей.
Изменения, происходящие в жизни России, все яснее выявляют социальные проблемы. Все острее становится необходимость для каждого человека осмысления своей роли и места жизни общества, поиска путей профессионального совершенствования, возможностей и умения самому защитить себя и семью. Проблемы формирования социально активной личности, умеющей адаптироваться к требованиям современной жизни, приобретают в настоящее время особое значение. Очень значима эта проблема для лиц имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии. В последнее время эта проблема усугубилась еще с повторяющимися кризисами в экономике, социальной напряженностью в обществе. В связи с этим должна меняться подготовка учащихся коррекционных школ к самостоятельной жизни.
Спад производства, рост безработицы, отсутствие гарантированных рабочих мест для выпускников, особенно для выпускников с ОВЗ, дают право заявить, что обстановка с трудоустройством еще более ухудшается.
Без соответствующего изменения трудового законодательства в части обязательного трудоустройства подростков, возникают сложности в их трудоустройстве, выпускники школ–интернатов первыми теряют (рабочие) места на предприятиях, строительных и других организациях. Одной из важнейшей задач коррекционного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить социальную реабилитацию и адаптацию аномальных детей, более широкое и разнообразное участие выпускников школ в квалифицированном труде. Решая данные задачи администрация, пед. коллектив нашей школы в 90-е годы прошлого столетия разработали свою авторскую систему. Гипотеза системы строилась на том, что в современных условиях для успешной социализации воспитанников необходимо следующее:
- проблему социализации воспитанников решать в комплексе всех видов адаптации (трудовой, социально-общественной, физической, функциональной);
- ориентироваться на максимальные возможности детей с ОВЗ и начинать их профессиональную подготовку на оборудовании, с которым им придется в дальнейшем работать, при соблюдении техники безопасности;
- при расширении, увеличении числа профессий учитывать экономические потребности региона.
Обычное коррекционное учреждение не может дать учащимся профессию, ибо своему назначению не является профессиональной, программы обучения и воспитания детей не учитывают сложившуюся социально- экономическую ситуацию в стране, при которой выживает тот, кто сумеет составить достойную конкуренцию выпускникам массовых школ. Существующая система обучения в коррекционном учебном заведении рассчитана на спонтанное и, следовательно, малопродуктивное развитие школьников.
Поэтому педагогическим коллективом было принято решение реорганизовать Багряниковскую специальную (коррекционную) школу-интернат, провести изменения в структуре школы-интерната и в адаптации учебно-воспитательного процесса. Проведенные в дальнейшем организационные мероприятия позволили:
- создать учреждение образования нового типа-образовательный комплекс: «Коррекционная школа- интернат- профессиональное училище-учебно-производственный комбинат»;
- изменить структуру учреждения образования;
- Обучать воспитанников по программам профессионального образования с учетом их индивидуальных возможностей и способностей ;
- получить результаты преподавания специальных предметов в условиях школы- интерната.
- привлечь внебюджетные средства за счет расширения учебно-производственной базы;
- привить конкретные знания, умения и навыки по защите прав, чести, достоинства самими детьми, успешное освоение сиротами системы социальных ролей, необходимых изменений и навыков для жизненного и профессионального самоопределения.
За последние 20 лет администрации школы-интерната удалось создать современное, разнопрофильное учебно-производственное хозяйство, состоящее из нескольких структурных подразделений или моделей, деятельность которых характеризует принципы организации.
Во-первых, индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Для этого созданы обувные и три швейные мастерские,
Во-вторых, созданы принципы работы сельхозкооперативов, фермерского и личного приусадебного хозяйства на примере животноводческого комплекса, где содержаться около 30 голов КРС, в т.ч. около 10 голов дойных коров, до 50 овец, имеются 4 пчелосемьи;
В-третьих, организации мини-производства. С этой целью работает школьная мини-пекарня.
В-четвертых, навыки сервисного обслуживания населения воспитанники получают, работая в швейных мастерских, пунктах по ремонту обуви, в парикмахерских.
Во всех мастерских старшеклассники работают на самых современных машинах и агрегатах. В настоящее время в оперативном управлении учебно- производственного хозяйства находится более 500 га земли, на которых выращиваются овощи, заготавливаются корма для школьных животных, 6 единиц сельхозтехники с полным набором разнообразных прицепных агрегатов. За последние годы благодаря расширению деятельности учебно- производственного хозяйства удалось создать около 15 дополнительных рабочих мест, построить свыше 350.кв.метров жилья для воспитанников.
В 1986 г. «Багряниковская школа-интернат приняла участие в областном конкурсе среди работодателей по созданию дополнительных рабочих мест, организатором которого был департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Ярославской области.
По результатам конкурса программа школы-интерната была признана лучшей среди претендентов. Согласно условиям конкурса школа-интернат получила дополнительно 75 млн. рублей для организации 15 рабочих мест в учебно-производственном хозяйстве школы (УПХ). На все 15 рабочие места были устроены выпускники–сироты (большинство с ментальными нарушениями).
В настоящее время в школе-интернате на различных участках работают более 16 выпускников, в том числе 8 человек проживают в домах, построенных для их временного проживания. Остальные проживают в п. Пречистое и в близлежащих деревнях. Большинство выпускников обзавелись своими семьями, своим хозяйством, и стали полноценными членами общества, законопослушными гражданами. В мужья и жены избраны местные жители, их дети учатся в Пречистенской СОШ.
В целях оказания всесторонней помощи выпускникам специалистами школы-интерната проводятся следующие мероприятия:
- в выходные и праздничные дни, в период отпусков всем выпускникам предоставляется возможность проживать в интернате,
- для проживания длительное время имеются 2 жилых дома рядом с интернатом;
- вопросы дальнейшего трудоустройства, оформление различных справок, документов, заявлений, в органы государственной власти решаются оперативно при обращении выпускников. Такая форма постинтернатного сопровождения выпускников имеет большое социальное и психологическое значение.
Воспитанники, обучающиеся в школе-интернате, видят, что проблемы, которые возникают у выпускников, решаются оперативно при помощи администрации, педагогов, в трудной жизненной ситуации им помогут и не оставят одних.
С 01.09.2018 года стартовал проект: «Сопровождаемое трудоустройство инвалидов, выпускников с психическими расстройствами» на базе УПХ (учебно-производственного хозяйства) школы-интерната. В настоящее время в программе участвуют 4 выпускника, которые работают на пекарне и ферме. За каждым из выпускников закреплен наставник из числа сотрудников школы-интерната. Правильно организованная предварительная работа позволила успешно стартовать проект. Надеемся, данный проект позволит определить объективные условия, психолого-педагогические факторы, эффективные средства, формы и методы активизации процесса профессиональной адаптации выпускников–инвалидов, выпускников с ментальными нарушениями.
План мероприятий по реализации проекта «Сопровождаемое трудоустройство выпускников-инвалидов, выпускников с психическими расстройствами» на базе УПХ (учебно-производственного хозяйства) школы-интерната.
График дежурств в жилом доме № 8
Мониторинг выпускников за последние 2 года
Приказ ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат» № 128.01 от 01.09.2018 года
Приказ ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат» № 125.1 от 30.08.2018 года